Зураб Константинович

Искусство всегда объединяло и объединяет нации.

Интеграция должна быть не только политической или экономической. Можно и нужно находить пути средствами искусства. Тбилиси давно был нужен дом для современного искусства и в новом Тбилисском музейно-выставочном центре мы получили около трех тысяч квадратных метров выставочных площадей. Здесь разместятся выставочные залы, научно-образовательный центр, библиотека, конференц-зал, реставрационные мастерские, арт-салон и детская студия. Здесь я буду делать мастер-классы для детей. Искусство всегда объединяло и объединяет нации.
Я хочу чтобы через искусство люди смотрели на братские народы и через искусство люди смотрели на художника. Пластический язык искусства понятен всем народам, он объективен и не требует переводчика. Самые лучшие выставки в бывшем СССР были те, на которые приезжали художники со всех концов страны – от Дальнего Востока и до балтийских республик. Поэтому любое объединение и любая интеграция на постсоветском пространстве мною только приветствуется. Но при этом искусство должно быть ради искусства.

Зураб Церетели

Об искусстве и вечной молодости.

Видимо у меня отцовский характер. Помню как начиналось утро: отец включал телевизор, радио, электробритву и пел. Ведь когда тебе хочется петь, надо же петь.
Он рано вставал.
Я привык жить так же – рано встаю и, как закон, до 2-3 часов физической активности. Потом убегаю в Академию, в музей. И весь день в постоянном движении.
Эта творческая карусель дает возможность мне жить. Я не могу, если что-то не нарисую - иногда это графика, иногда это скульптура. Когда говорят, что нет настроения сегодня рисовать, я этого не понимаю. Это уже потребности профессиональные.
Поэтому вот так я и живу.
Так что лучшее лекарство это искусство. Если будете непрерывно рисовать, я даю вам слово, что и у вас морщин меньше будет.

Зураб Константинович

Русские художники и Италия.

Италия много веков вдохновляет художников на творчество.
Мне всегда приятно бывать там.
В Италии работало много наших соотечественников: Иван Айвазовский, Александр Иванов... Я отлил из бронзы мемориальную доску для дома, где Иванов работал над своим знаменитым «Явлением Христа народу». А также доску для дома, где жил великий Карл Брюллов.
Что же касается скульптуры Святителя Николая — это первый случай появления памятника ему в городе, покровителем которого он является.

В своё время Владимир Путин выразил желание увековечить память русских, творивших в Италии или в своих произведениях её воспевших. Сначала там была установлена скульптура Пушкина работы Юрия Орехова, а спустя некоторое время Путин поручил мне продолжить тему. Все мы знаем, что Гоголь в отличие от Пушкина — поэт об Италии лишь мечтал — провёл в этой стране немало времени. Этот монумент появился в Саду Поэтов на вилле Боргезе в 2002 году, который был объявлен в Италии Годом Гоголя.
Память о русском творческом присутствии в Италии необходимо сохранять.

Зураб Константинович

Стиль художника, творчество и производство.

Как и все мои сокурсники, я создал свой стиль ещё когда учился. Тогда мы получали стипендию и работали. В том числе и на производстве.
Три года и мы уже мастерами становились. Уже и народ кого-то знал, уже и на выставках выставлялись, уже знали, кто, как и что будет делать и так далее.
Выставки и творчество - это раз.
Но были ещё и производственные базы – например завод в Мытищах. Сейчас там всё продано – бутылки выпускают. А раньше это был литейный завод, и тогда там можно было создавать большую скульптуру.

Так что свой стиль я нашел еще на третьем курсе. Тогда времена были другими, молодым художникам гораздо проще было применить свои знания и способности.

Зураб Константинович

О частных коллекционерах

Недавно в Москве на Манежной площади проводил мастер-класс для детей.
Ко мне подошел Собянин, поблагодарил.
Пока разговаривал – отвлекся, повернулся – а работы уже нет

Зураб Церетели

памятник «Мимино» - знак дружбы

Памятник «Мимино» сейчас уже установлен, мы его недавно открыли в столице Тбилиси.
Это старинный многонациональный районе Тбилиси. И это полностью соответствует замыслу- там есть и фигура автора «Мимино», ражиссёра Георгия Данелия. Он очень хотел даже сам приехать в Грузию на открытие памятника «Мимино», но тогда, в начале осени не смог. А когда узнал, что памятник этот будет, то просто плакал. Это же памятник дружбе. Что бы ни происходило и что бы ни говорили, русский, грузин, армянин собрались вместе.

Зураб Церетели

Кровь по разному циркулирует в разное время суток.

Я всегда был против штамповки.
Её эпоха завершилась.
Кровь по разному циркулирует в разное время суток.
То же самое касается и географических точек.
Моя мастерская - везде, где хорошо работается, там где есть масштаб, воздух, природа.
И конечно парижское творчество сильно отличается от московского, ведь очень многое зависит от ландшафта, погоды, настроения. Это даже сложно объяснить на рациональном уровне. Но даже цветовая гамма сильно меняется.

Зураб Церетели

(no subject)

Моего деда, простого сельского жителя в Грузии, в тридцать седьмом году расстреляли.
Кто-то из односельчан написал на него анонимку. В ней утверждал, что к деду часто приезжали посторонние люди из соседних сел и городов, а разъезжались под утро. «Заговор», - делал вывод анонимщик.
А кроме того, у деда, доносил он, была большая библиотека. Этого было достаточно, чтобы деда расстреляли.
Мне было тогда три года. Потом я узнал, что это были друзья деда и простое застолье. А библиотека… это 12 брошюр – о вреде табака, как долго жить, не болеть.

Зураб Церетели

Искусство не ради политики, а ради искусства.

Сейчас бывшие советские республики то сближаются, то расходятся с Россией.
Интеграция должна быть не только политической или экономической.
Можно и нужно находить пути средствами искусства. Искусство всегда объединяло и объединяет нации. Его пластический язык понятен всем народам, он объективен и не требует переводчика.

Самые лучшие выставки в бывшем СССР были те, на которые приезжали художники со всех концов страны – от Дальнего Востока и до балтийских республик. Поэтому любое объединение и любая интеграция на постсоветском пространстве мною только приветствуется.
Но при этом искусство должно быть ради искусства.

Зураб Церетели

Люди должны помнить своих великих поэтов.

Сегодня мы с Борисом Мессерером, мужем Беллы, решали вопрос о том, чтобы похоронить ее на Ваганьковском кладбище - это было ее завещанием. У нас с Мессерером есть очень хорошая идея создания памятника Белле, вероятно, даже не одного памятника, чтобы народ знал, какая она великая была. Проект памятников еще не до конца утвержден, но точно известно, что один из них будет установлен на кладбище, где ее похоронят, а другой - там, где она жила.
Сейчас бронзовый барельеф с изображением Беллы находится у меня в галерее на Пречистенке. Всех людей, которых я люблю - Евтушенко, Вознесенского, Дементьева, Кобзона и многих я запечатлеваю или в живописи, или в бронзе, чтобы оставить на века. Эта серия работ называется "Наши современники".

Мы давно дружили и очень часто встречались с Беллой. Собиралась большая компания - поэты, художники, Белла читала стихи у Бориса Мессерера в мастерской. У меня сохранилась фотография одной из таких встреч, тогда еще Белла не была замужем за Мессерером. Я был свидетелем, как зарождалось их взаимная симпатия, а потом - любовь.